Наш телефон 8(4752) 29-18-58  
Дизайн интерьера
Ландшафтный дизайн

Этапы проектирования
Составление сметы
Основные стили в ландшафте
Проект участка
Состав проекта
Озеленение
Стоимость услуг
Фен-шуй
Материалы
Ремонт и отделка
Авторский надзор
Контакты
Интересное
 

   

Уважаемые посетители! НАШ НОВЫЙ САЙТ ДОСТУПЕН ПО АДРЕСУ:   РЕМОНТ-68.РФ  (Приносим Вам наши извинения за доставленные неудобства.)

Основные стили в ландшафте

Стиль в ландшафтном дизайне? - это определенная трактовка основных правил и приемов планировки, оборудования, колористики сада. В понятие стиля входит планировочное решение сада, использование определенных растительных форм и их сочетаний, тип декоративного мощения и даже форма садового оборудования.

Мавританский стиль

Выбор стиля сада зависит от ландшафтных особенностей участка (его конфигурации, окружения, размеров) и определяется архитектурным стилем, в котором построены основные сооружения. У каждого стиля есть своя история возникновения и формирования. Рассмотрение стилей ландшафтной архитектуры можно начать с мавританского стиля, так как он является одним из самых древних и несёт глубокий смысл.

Существует большое разнообразие садов Востока, которые можно разделить на две большие группы. Одна часть принадлежит ареалу мусульманства, а ко второй относятся мировоззрение Дальнего Востока. Иногда сады могут передать большую информацию о миропонимании и культуре данного народа, потому что сад можно прочитать как книгу, понять образ мышления, почувствовать эмоции, ценности, настроения и душу…

Сады ислама - это творения из сказки «Тысяча и одна ночь», имеющее чарующее благоухание цветов, тихое журчание воды, текущее по мраморным ложам, экзотические деревья и бродящих в садах павлинов. Эти сады расположены преимущественно в субтропической зоне, поэтому можно объяснить пышные убранства садов и присутствие экзотических птиц и животных. Особое место отнесено культуре отношения к воде. Сады ислама формировались в странах, где к воде имело место бережное отношение, так как от правильного орошения зависел урожай, а следовательно жизнь. Традиционные мусульманские сады можно узнать по особенным приемам, например чёткая геометричность планов, основу которых составляют «чор-бак» - четыре сада. Таким образом, получается, что план разбит на один или несколько квадратов, причем большой делится на 4 части, а они в свою очередь также могут быть разделены на более мелкие. В центрах квадратов располагаются небольшие фонтаны, а сами квадраты разделены дорожками из камня или растительности. Сама форма мусульманского сада является отражением легенды о первозданном райском саде, откуда в четырех направлениях вытекают четыре реки. И земной сад, символизирующий уголок рая, точно так же делится на четыре части. Полная идея «райского сада» чор-бака была воплощена в репрезентативных гробницах. Такими были сади сады Мавзолея Хумаюна (XVI в.) и известной гробницы Тадж-Махала в Индии (XVII в.). Планирование их предельно просто: квадрат плана делится проходящими по его осям каналами на 4 меньших квадрата, такое деление продолжается и дальше. В Тадж-Махале, при общем размере сада 300х300 м. наименьший квадрат составляет 35 м. Квадрат и куб относятся к числу священных символов ислама. Ведь именно такую форму имеет Кааба - древнейшая мусульманская святыня, расположенная в Мекке.

В Южной Испании, которая несколько веков находилась под властью арабов, на основе мусульманских канонов сформировался новый тип сада. Например, дворец-замок Альгамбра (от арабского «аль-хамра» - красная) был построен для правителей Гранадского эмирата. Когда-то сады Альгамбры произвели ошеломляющее впечатление на европейцев, и подобные ощущения может испытать каждый, кто войдет под сень современных композиций мавританского стиля, в которых скрупулезно и умело воссоздана атмосфера Древнего Востока. Одной из своих вершин мавританское искусство достигло в прославленном архитектурном комплексе "Альгамбра", с которым ассоциируется множество поэтических легенд о любви, воинах и рыцарстве. Дворцовый ансамбль Альгамбры складывался в разное время и, конечно, не имел первоначального общего плана, а вместе с тем он отличается удивительным архитектурным единством. Именно здесь мавританская культура пережила свой расцвет, свой короткий "золотой век". Позднее этот стиль стал зданий и садов называться мавританским. Относительно небольшие по площади внутренние дворики представляли собой своего рода комнаты на открытом воздухе. Их обрамлением служили галереи, увитые виноградом, розами и другими вьющимися растениями. Главным украшением мавританских садов, как и повсюду в мусульманском мире, служила вода. Фонтаны, бассейны, небольшие водоемы, падающие струйки и потоки оживляли пространство сада. Деревья и кустарники не подвергались стрижке и высаживались свободно. А множество цветов и пряных трав довершали картину.

Регулярный стиль

Попадая в регулярно спланированный парк или сад, мы не можем не обратить внимания на симметричность элементов, ярко выраженные оси, четкость и размеренность всех композиций. Это придаёт торжественность, роскошность и праздничность этому стилю ландшафтной архитектуры. Регулярный стиль достиг своего расцвета в XVII веке во Франции и связан с именем Людовика XIV. Его правление – апогей французского абсолютизма.

Обширные регулярные сады, которые закладывались в XVII — XVIII веках в Италии и Франции, повлиявшие на культуру садоводства всей Европы, возникли как исторические отголоски садово-паркового искусства Древней Греции и Рима. Правильные формы и пропорции античных зданий нашли свое отражение в симметричной планировке садов, окружавших дома. Роскошные ландшафты нередко повторяли формы террас, соединявшихся лестничными маршами, искусственными водопадами и фонтанами, устроенными между парковыми аллеями, которые также были украшены античными статуями и деревьями в вазонах.

Стилю присущи прямые линии и осевая композиция, что позволяет использовать этот стиль, когда хотят подчеркнуть воздействие человека на природу, привнести ощущение порядка, придать театральность окружающей среде. Рабатки и цветочные композиции узорчатой формы, прямые аллеи из стриженых деревьев, фонтаны, бьющие из символических статуй, все придаёт атмосферу возвышенности и праздничности. А. Э. Регель считал, что "… искусственность не только выставлялась на первый план, но обязательно вытесняла всякую естественность". Сад образовывал обособленный мир и уединялся посредством высоких стен или густой изгороди». Значительным элементом регулярного сада являлась вода: бассейны с фонтанами чётких форм, многочисленные каскады, пристенные фонтанчики, затейливые водоёмы и многое другое. Для создания «зелёных комнат» использовались различные приёмы, например боскеты? - ровно подстриженные в виде стенок деревья и кустарники. Ими разграничивали как места для прогулок, так и смысловые территории, например их использовали для создания театра на природе, или живого коридора. Искусные садовники использовали их для создания в саду целой системы маленьких «зал» и «кабинетов», размещая их вдоль дорожек. Такие идеи вполне приемлемы и для наших условий. Замечательным уголком для отдыха или бесед может стать небольшая, диаметром в несколько метров, полукруглая ниша со скамьей, отделенная от дома или улицы непроницаемой для взоров живой изгородью или трельяжем-опорой для вьющихся растений.

Материал, который использовали для озеленения, должен был обладать следующими свойствами: хорошо стричься, создавать чёткую форму за относительно короткий срок, иметь красивый, монолитный вид и устойчивость к заболеваниям. Большого ассортимента, как правило, не наблюдалось, так как основной акцент делался на форме, симметрии и геометрии. Однако, иногда было и модно сочетать экзотические виды растений, что подчёркивало роскошность этого стиля. Конечно же, особенной гордостью и неотъемлемой частью этого стиля является наличие ровных, зелёных газонов. Они могут придать партерной части сада парадность, а отдаленной части - порядок и уравновешенность. Так же, довольно часто регулярном стиле использовались пропорциональные, удачно размещенные скульптурные украшения. Скульптуры и статуи в античном стиле придавали саду изящность и красоту, располагали к размышлению над жизнью и историей.

 Для создания таких садов требовалось много средств, а главное то, что без постоянного грамотного ухода за ним садовниками – он прекращал свою жизнь. Поэтому, философски можно сделать следующий вывод: человек, пытаясь показать своё превосходство над природой, доказывает, что он может создать красоту, только прислушиваясь к окружающему миру…

Пейзажный стиль

Пейзажный стиль на сегодняшний день очень популярен. Многие люди предпочитают иметь на своих участках истинные уголки природы, которые так похожи на естественный ландшафт. Именно это является отличительной чертой стиля. Он наполнен живописными элементами сада: звонкими ручьями, березовой рощей, поляной цветов, тихим озером…

История пейзажного стиля берет свое начало из Китая, где регулярные сады никогда и не существовали. Трепетное отношение к природе в Японии легло в основу создания ландшафтов для созерцания красоты, раздумий и духовного отдыха. Затем, это искусство создания садов будет влиять на сады всего мира. В Англии, приблизительно в 18 веке, начали создавать сады в стиле, максимально приближенном к естественной природе. Сады в этом стиле ещё называют английскими, они были предшественниками садово-паркового искусства в Европе.

Ландшафт, выполненный в этом стиле, отличается чувством природной эстетики. Он наполнен взаимосвязанными элементами рельефа, чередованием очертаний местности, контрастами водной глади и небольшого водопада. Ассиметричность элементов сада позволяет почувствовать человеку более тесно природу, мысленно пройтись по всем уголкам и закоулкам, понять великий смысл, который заложен в простоте. Этот приём широко используется садоводами для создания пространства на маленькой территории, открываются своего рода зелёные ширмы при исследовании окружающей природы. Очень хорошо об этом стиле пишет А. Э. Регель: «…искусственность преследуется здесь так же, как в регулярном стиле естественность: природные недостатки места должны быть исправлены или стушеваны, природные красоты - по возможности развиться, а при отсутствии таковых - созданы; но главным условием становится закон: все должно казаться естественным, природным, без малейшего следа искусственности». Свободные живописные композиции умело должны располагать на участке, так как смена картин сада должна быть продумана не только в настоящий момент, но и во все сезоны, вплоть до окраски осенних листьев. Например, цветов в английских садах высаживалось не много, их можно было наблюдать около дома и разбросанными пятнами по всему участку, акценты делались на сочетания определённым образом формы, текстуры, цвета. Деревья должны были иметь несколько ярусов (как в природе), около липы рос куст боярышника, а их стволы изящно прикрывали небольшие кусты кизильника, пузыреплодника… Дорожки бежали извилистой линией, исполнялись с помощью мелкой гравийной отсыпки или натурального камня, также широко использовалась тротуарная плитка . Зелёные просторы радовали глаз своей разнородностью, ненавязчивостью и там можно было увидеть самые различные сочетания трав.

Доминанты в этом стиле не существует, только если по желанию владельца делается доминантой дерево или природная композиция, дом показывается утопающим в зелени и как бы становится неотделимой частью ландшафта. Отсутствие осей в планировке сада и чёткой композиции позволяет ощутить свободу и почувствовать спокойствие.

 Так как этот стиль преимущественно создаётся на основе существующего ландшафта, то он требует более малых затрат, но иногда и наоборот, требуется так преобразить невзрачный ландшафт, что придётся не только создавать природные композиции, но также продумать и регулярность, и гармоничность. Для этого необходимо отличное знание растительности этой местности, чувство эстетической красоты и стремление к совершенству.

Китайский стиль

«Сад - это попытка создания идеального мира
взаимоотношений человека и природой.
Поэтому сад представляется раем на земле,
Эдемом.»
Д. С. Лихачев «Поэзия садов».

Сложные и многогранные философские системы, существовавшие в странах Востока, оказали влияние на понимание связей между природой и человеком. Жители этих стран рассматривали искусство создания садов, как искусство подчинения деятельности человека законами природы.

Ландшафт Китая – горы, острова, много камня (причем человек берет камень или с горы или из озера), поэтому китайский сад - это, прежде всего пейзажный сад, где отдельные архитектурные формы несут символическое значение. Культура устройства сада по законам распределения энергии и смыслового значения предметов – фен-шуй – зародилась и сформировалась именно здесь. Построение ландшафтных композиций китайского сада по методу фэн-шуй основано не на использовании специфических элементов и растений, а на проецировании психологических портретов хозяев на окружающий их ландшафт. Символ гармонии Ян и Инь отражает сложность компоновки внешнего и внутреннего пространства в саду, света и тени, сочетание воды и камня, контрасты цветового решения, текстурного, жизни и бессмертия…С Ян ассоциируется мужское начало, все светлое, вертикальное, с инь – женское, темное, плоское.

В стране существует шесть видов садов: при императорском дворце, при гробницах императоров, при храмах, сады естественных пейзажей, сады ученых, домашний сад и сад литературы. Конечно, это деление весьма условно, так как в зависимости от особенности местности, характера мастера эти сады могут содержать в себе и дополнительные элементы или комбинирование.

Крупнейшим центром императорского паркового строительства был Пекин. В XII в. вдоль западных стен вытянулась цепочка парков трех озер – Бейхай, Чжунхай и Нанхай. Эти парки явились важной частью городской композиции города.

Многие сады имели узкую тематику, например, сад мастера рыболовных сетей. Он, как и все китайские сады, заметно отличается от парков Европы или Северной Америки. Здесь вас встретит сочетание чистых, простых линий и комбинация искусства и ландшафта. Этот сад с его склоненными деревьями, серыми камнями, выгнутыми мостиками и зелеными растениями - как чашка отличного травяного чая: вызывает ощущение внутреннего благополучия и умиротворенности.

Сады создавались для отдыха, размышления, интеллектуальной работы. Пространство жизни должно быть необыкновенным и содержать в себе смысл (скрытый или явный), домом для духов природы. Когда человек попадает в китайский сад, он попадает в атмосферу таинственности и размеренности жизни…

Японский стиль

«Музицируйте! Мелодии гор и ручьев
в живой природе прекраснее игры
любых музыкальных инструментов.»
Цзо Су (III в.)

Японский стиль в ландшафтной архитектуре занимает особое место. Пронизанный тысячелетиями он являет собой мудрость и загадку. Сегодня понятие «японский сад» многим известно и почти все имеют представление об этом виде сада. Этот стиль стал популярен во многих странах мира и все больше привлекает специалистов к изучению. История садов Востока насчитывает более трех тысяч лет. Немаловажно упомянуть, что в отличие от западного восприятия сада, рассматривающегося как место для отдыха, фактор победы и подчинения природы человеком - восточные сады созданы для понятия истины бытия, передачи ценной информации будущему поколению и умения разбираться в себе. Неотъемлемой частью архитектурных сооружений и ансамблей являлись японские сады, они были отражением материального и духовного богатства общества.

Важной частью японской культуры является духовное течение - синтоизм. Многие исследователи японской культуры считают, что это течение возникло вместе с Японией и неотделимо от нее, причем особенностью этого направления является то, что оно не имеет основателя, в отличие от многих концепций и философий. Как и многие другие древние народы, древние японцы одухотворяли окружающие их явления природы. Духи огня, гор, деревьев, ветра воспринимались как живая материя, и поэтому рассматривалась связь между ними и людьми. Такое восприятие мира перекликается с древнеславянской культурой язычества, что несет в себе глубокий смысл. Человек рассматривается в Синто, как часть вечной природы, а сама жизнь для древних японцев - очень ценна, и к ней относятся с особенной бережностью.

Религиозная культура Индии и Китая не могла не оказать влияния на Японию, в результате чего ощущается влияние таких направлений как конфуцианство, даосизм, буддизм. Становления буддизма оказало сильное влияние на политическую и национальную сторону страны, что прослеживается и в садовых комплексах и в сооружениях Японии того периода (XI в.). В I – II в. н. э. из Индии в Китай пришло учение, основанного на особом способе познания мира - созерцании, медитации. В последствии это учение дошло до Японии (к XII- XIII вв.) и получило название «Дзен». Смысл этого учения заключается в осмыслении понятии Пустоты, поэтому сады этого стиля включают в себя минимум элементов и как бы подталкивают человека к «достраиванию» внутреннего мира.

Таким образом ландшафтные сады в японском стиле являются синтезом двух основательных и особенных традиций - синоитских и буддистских.

Принципы и суть создания садов всегда включали в себя огромный смысл и изменялись в зависимости от места сотворения и цели. Японский сад создавался таким образом, чтобы шла непрерывная смена пейзажных картин природы, в отличие от Китайского стиля, где было принято использовать акцентуализацию (например, беседка, скамья, груда камней). Художественная и природная гармония достигалась принципами минимализации (в условиях сада часто становившееся контрастностью) и символизацией. Также японский сад включал в себя пять элементов, один из которых духовный, а четыре материальных –  камни, вода, растения и архитектурные элементы. Человек, находясь в саду, должен как бы расшифровать смысл, заложенный мастером.

Конечно, особое место в японском саду занимают цветы вишневого дерева – сакуры. Время цветения этого дерева – этого время созерцания красоты мира, размышлению о необыкновенном времени жизни, а особенность опадания цветов неувядшими – самураями считалось символом стойкости. Впервые слово было употреблено в «Кодзики», а «Манъёсю» содержит около сорока поэм о сакуре.

«Если бы на свете
Никогда не цвели
Цветы вишни, -
Сердце волнений не знало бы весною…»
«Исе-моногатари», период Хейан.

Наиболее ярким примером символических японских садов является один из трех садов храма Реан-дзи (храм "Успокоенного дракона"). Именно там, имея перед глазами лишь крупный песок с продольным рисунком в виде борозд, группы камней и незначительные островки растений, посетитель должен увидеть и текущую воду, и переправляющегося через поток тигра с тигрятами, и птицу, которая отдыхает, расправив крылья.

Абстрактные японские сады берут свое начало от символических. В них камень несомненно является особым творением природы. Символические и абстрактные сады очень близки как по виду, так и по способам разбивки, но принято считать, что абстрактные сады не имеют аналога в природе. Поэтому волен увидеть его так каждый человек таким, каким захочется воображению, исходя из времени года, погоды, состояния души.

Стиль чайных японских садов сформировался тогда, когда чайная церемония стала неотъемлемой частью японской буддийской культуры. Одним из первых поклонников и распространителей этого искусства был известный священник направления "Дзен" — Еисаи (1141 — 1215), который приложил немало сил для распространения культуры чая в Японии после своего возвращения из Китая в 1191 году, где он изучал это искусство. В то время чай использовали в основном в медицинских целях, и Еисаи впервые описал его целебные и энергетические свойства. В последующие годы употребление чая прочно вошло в ритуалы последователей "Дзен" как напитка, помогающего в укреплении духовной дисциплины в долгие часы медитации. Первые чайные японские сады, построенные в соответствии с идеалами "Садо" (ритуала "Путь чая"), появились в эпоху Момояма, то есть в тот период, когда Сен-но Рикю активно занимался установлением канонов и определением эстетических форм "Пути чая". Считается, что в тот же период в садах впервые появляются каменные фонари и каменные чаши цукубай. Эти чаши отличались тем, что посередине у них имелись отверстия, выдолбленные многотысячелетним воздействием капель воды. Место, где находили такой камень считали священным и очень часто на его месте закладывался монастырь.

Чайный японский сад являлся как бы подготовительным для гостя. Создавалось особое эмоциональное настроение, необходимое для полной оценки этой церемонии, отвлечь от окружающей действительности, показать путь постижения истины.

В декоративном отношении чайный японский сад, как правило, весьма отличен от садов других стилей. В нем преобладают элементы цветочного декора, подбор растений осуществляется таким образом, чтобы сад имел четыре вида по четырем временам года: зимой снег падает на восковые цветы камелий, весной — нежные цветы сакуры и буйство цветущих азалий, летом — лиловый дождь свисающих цветов глицинии, осенью — багряные листья кленов и ягоды нандины. Главная цель художественного замысла этого сада — показать красоту изменяющейся природы.

Существуют многие направления создания японских садов, причем они основаны на глубоком смысле и символизме. Изучению этих стилей и философии сада можно посвятить многие годы…

ПОЛЕТ БАБОЧКИ (услуги дизайнера, архитектора, авторский надзор)

 8(4752) 29-18-58  офис  8-980-674-95-60  моб.

 

 


Вернуться на главную
Карта сайта
Портфолио Галерея проектов
Здесь вы можете ознакомиться с работами наших дизайнеров и отделочников..
Этапы ремонта Этапы работ
Здесь вы можете узнать с чего начинается разработка проекта и этапы ремонта..
Калькулятор ремонта Стоимость услуг
Здесь вы можете посчитать стоимость разработки проекта и ориентировочную стоимость работ
 

Прогноз погоды
Погода Тамбов - WebMeteo.ru

Радио

Афоризмы

 

 

AlfaInternet.su - бесплатная регистрация сайтов в каталогах поисковиках реклама сайтов Rambler's Top100 статистика
© 2009 Полет бабочки 8(4752) 29-18-58 8-980-674-95-60